Известные цитаты Карла Маркса (400 цитат)

Карл Маркс являлся одним из известнейших немецких философов девятнадцатого столетия. Он работал главным образом в области политической философии и был известным защитником коммунизма. Чем известен Карл Маркс? Карл Маркс был одной из центральных фигур в интеллектуальной и научной революции конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. Помимо того, что он является отцом огромного множества социальных движений, основанных на его трудах (большинство политических и социальных конфликтов двадцатого века так или иначе проистекали из марксистской теории), Маркс изменил взгляд человечества на капитал. Известные цитаты Карла Маркса вы увидите в нашей подборке.

Люди трусливые, которые отпор дать не в состоянии, становятся неумолимыми, когда дело коснется детей или воспитания. Родительский свой авторитет они демонстрируют обязательно, наглядность примеров также должна присутствовать.

Без ограничения сферы деятельности нельзя ни в одной области совершить ничего замечательного.

Великие кажутся нам великими лишь потому, что мы сами стоим на коленях. Поднимемся!

Я вступаю в дружбу лишь с очень немногими, но зато дорожу ею.

Философы только толковали мир по-разному. Смысл, однако, состоит в том, чтобы изменить его.

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

Оковы свои кует народ, который обращает в рабство свободолюбивых людей.

Страдание, понимаемое в человеческом смысле, есть самопотребление человека.

Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере.

Последний капиталист, которого мы повесим, будет тем, кто продал нам веревку.

Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия…

Сердцу не прикажешь. Особенность присуща сердцу, которое в заточении между купюр в кошельке, как в темнице.

Страсть — это есть энергично стремящаяся к своему предмету существенная сила человека.

В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе…

Каждый из нас действительно делает себя тем, чем он является в глазах другого.

История всего доселе существующего общества – это история классовой борьбы.

Смерть — великий миротворец.

Важно очеловечить чувства, создав богатство природной субстанции при человеческой сущности.

Стыд — это своего рода гнев, только обращенный вовнутрь.

Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса.

Проявление робости, сдержанности, скромности – основные черты истинного светлого чувства, которой чужда фамильярность, похоть, несдержанность и страсть.

Стыд — это уже своего рода революция.

Коммунизм ни у кого не отнимает возможности присвоения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредством этого присвоения порабощать чужой труд.

Стать влиятельным человеком непросто – найди стимулы, которые будут двигать стремления людей вперед.

Существенная форма духа — это радостность, свет.

Буржуа смотрит на свою жену как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства.

Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.

Временная разлука полезна, ибо постоянное общение порождает видимость однообразия.

Разум существовал всегда, но не всегда в разумной форме.

Чрезмерная серьезность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.

Законы в основе своей сформированы на беспринципности и безнравственности, что отражает сущность государственности, символизируя возглас дьявола.

Существование того, что я действительно люблю, я ощущаю как необходимое, я чувствую в нем потребность, без него мое существование не может быть полным, удовлетворенным, совершенным.

Настоящее не означает конкретизированную черту между минувшим и будущим. Идея в осуществлении на яву мыслей прошлого.

Существует двоякого рода смелость: смелость превосходства и смелость умственного убожества, черпающая силу из своего официального положения, из сознания, что она пользуется в борьбе привилегированным оружием.

Всякая нация может и должна учиться у других.

Свободное время — пространство для развития личности.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их социальное существо определяет их сознание.

У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета.

Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нем самом.

Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо благоприятных шансов.

Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и… даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей… Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.

Если ты любишь, не вызывая взаимности, то твоя любовь бессильна, и она — несчастье.

Религия подобна вздоху угнетенного существа, сути бесчеловечного мира, она – дух бездушных устоев. Это народный опиум.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку.

Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной ещё многих трагедий.

Быть чувственным значит быть страдающим.

Угнетенным разрешается один раз в несколько лет решать, какие именно представители угнетающего класса будут представлять и подавлять их.

Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение.

Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба.

Того, кого увлек демон честолюбия, разум уже не в силах сдержать, и он бросается туда, куда его влечет непреодолимая сила: он уже больше не выбирает сам своего места в обществе, а это решают случай и иллюзия.

Бытиё определяет сознание.

Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или ещё не обрёл себя, или уже снова себя потерял.

Воображение — это великий дар, так много содействовавший развитию человечества.

Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться, хочет и животное? Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей.

Революции — локомотивы истории.

Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки.

Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придает его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.

Только это чувство, которое вместе с греками покинуло мир, а при христианстве растворилось в обманчивом мареве царства небесного, может снова сделать общество союзом людей, объединенных во имя своих высших целей.

Ни один человек не борется против свободы, — борется человек, самое большее, против свободы других.

Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак.

Религия — это воздух угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа.

Для социалистического человека вся так называемая всемирная история есть не что иное, как порождение человека человеческим трудом.

Только в коллективе существуют для каждого индивида средства, дающие ему возможность всестороннего развития своих задатков, и, следовательно, только в коллективе возможна личная свобода.

Смерть героев подобна закату солнца, а не смерти лягушки, лопнувшей с натуги.

В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни…

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок.

Если характер человека создаётся обстоятельствами, то надо, стало быть, сделать обстоятельства человечными.

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых.

Впоследствии естествознание включит в себя науку о человеке в такой же мере, в какой наука о человеке включит в себя естествознание: это будет одна наука.

У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: Уважающие себя люди вовсе не должны слепо доверять друг другу.

Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то «боге», якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.

Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

Человеческая сущность природы существует только для общественного человека: ибо только в обществе природа является для человека звеном, связывающим человека с человеком.

Удрученный заботами, нуждающийся человек нечувствителен даже по отношению к самому прекрасному зрелищу.

Человека унижает не атеизм, а суеверие и идолопоклонство.

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, то же можно сказать и об отношении человека к человеку.

Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, для их блага.

Мы должны открыто предостеречь от такого рода лицемерных друзей, которые, правда, заявляют о своем согласии с принципами, но сомневаются в их осуществимости, потому что мир-де еще не созрел для них.

Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу.

Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своем положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях.

Сам труд, сама жизнедеятельность, сама производственная жизнь оказываются для человека [рабочего] лишь средством для удовлетворения одной его потребности, потребности в сохранении физического существования. … Сама жизнь оказывается лишь средством к жизни.

Воспитатель сам должен быть воспитан.

Капитал национальности не имеет.

Обстоятельства в той же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

Я не сожалею об этом. Наоборот. Если бы мне нужно было снова начать свой жизненный путь, я сделал бы то же самое.

Царство свободы начинается в действительности лишь там, где прекращается работа, диктуемая нуждой и внешней целесообразностью, следовательно, по природе вещей оно лежит по ту сторону сферы собственно материального производства.

История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.

Жестокость характерна для законов, продиктованных трусостью, ибо трусость может быть энергична, только будучи жестокой. Частный интерес всегда труслив, ибо для него сердцем, душой является внешняя вещь, которая всегда может быть отнята или повреждена.

Новая эра отличается от старой эры главным образом тем, что плеть начинает воображать, будто она гениальна.

Легко быть святым, когда не хочешь быть человечным.

Писатель, конечно, должен зарабатывать, чтобы иметь возможность существовать и писать, но он ни в коем случае не должен существовать и писать для того, чтобы зарабатывать.

В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чертом — нужно только быть уверенным, что ты проведешь черта, а не черт тебя.

Цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель.

Государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

В политике ради известной цели можно заключить союз даже с самим чёртом — нужно только быть уверенным, что ты проведёшь чёрта, а не чёрт тебя.

Невозможно разрешение вопросов философских человеком, не имеющим опыта целостного осмысления как себя, так и мира, как нет, конечно, никакой возможности доставить на рынок пятилетнее животное раньше, чем ему исполнится пять лет.

Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Человек есть в самом буквальном смысле не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.

Чувственная природа организма ребёнка — это первая связь, которая соединяет его с миром.

Религия — опиум народа.

Любовь родителей наиболее бескорыстна.

Народ, порабощающий другой народ, кует свои собственные цепи.

Каждый, в ком сидит Рафаэль, должен иметь возможность беспрепятственно развиваться.

Человек живет природой.

Этикетка системы взглядов отличается от этикетки других товаров, между прочим, тем, что она обманывает не только покупателя, но часто и продавца.

На плоской равнине всякая кочка кажется холмом.

Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, – это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика.

Независимая мораль оскорбляет всеобщие принципы религии, а особые понятия религии противоречат морали.

Человек свободен не вследствие отрицательной силы избегать того или другого, а вследствие положительной силы проявлять свою истинную индивидуальность.

Надо заставить народ ужаснуться себя самого, чтобы вдохнуть в него отвагу.

Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого рода, перенесённое с неба абстракции на реальную землю,— что это такое, как не понятие общества!

Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Какое-нибудь существо является в своих глазах самостоятельным лишь тогда, когда оно стоит на своих собственных ногах, а на своих собственных ногах оно стоит лишь тогда, когда оно обязано своим существованием самому себе. Человек, живущий милостью другого, считает себя зависимым существом.

Присвоение богатства обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.

На место экономического богатства и экономической нищеты становятся богатый человек и богатая человеческая потребность.

Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?

Сердце человека — удивительная вещь, особенно если человек носит сердце в своем кошельке.

Каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ.

Я знаю только одно: что я не марксист.

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования. Но хорошо же то общество, которое не знает лучшего средства самозащиты, чем палач, и которое провозглашает свою собственную жестокость вечным законом.

Мир никогда не удавалось ни исправить, ни устрашить наказанием.

В процессе борьбы с истиной заблуждение само себя разоблачает…

Обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства.

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растет обесценение человеческого мира.

Время — фактически является активным бытием человека. Оно не только мера его жизни, оно — пространство его развития.

Какое счастье — дружба, подобная той, какая существует между нами. Ты-то знаешь, что никакие отношения я не ценю столь высоко.

Наслаждающийся богатством в одно и то же время и раб и господин своего богатства, в одно и то же время великодушен и низок, капризен, надменен, предан диким фантазиям, тонок, образован, умен. — Он еще не ощутил богатство как некую совершенно чуждую силу, стоящую над ним самим.

Искусство – это не зеркало, а молот, которым выковывают действительность.

Быть радикальным — значит понять вещь в её корне. Но корнем является для человека сам человек.

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.

Противно быть под ярмом — даже во имя свободы.

К экономии времени сводится в конечном счете вся экономия.

Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский – заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. Отсюда и произошло, что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, но только абстрактно, так как идеализм, конечно, не знает действительной, чувственной деятельности как таковой.

В действительности истинная общественно-воспитательная роль государства заключается в его разумном и общественном бытии.

Не только богатство человека, но и бедность его получает при социализме в равной мере человеческое и потому общественное значение. Она есть пассивная связь, заставляющая человека ощущать потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек.
Невежество — это демоническая сила, и мы опасаемся, что оно послужит причиной еще многих трагедий.

Чрезмерная серьёзность — это самое комичное, а чрезмерная скромность — это самая горькая ирония.

Религия есть самосознание и самочувствование человека, который или еще не обрел себя, или уже снова себя потерял.

Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в неё яд человеконенавистничества и отчаяния.

Никогда ещё невежество никому не помогло.

Время — это простор для развития способностей.

Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принес счастье наибольшему количеству людей.

Всеобщая скромность духа — это разум, та универсальная независимость мысли, которая относится ко всякой вещи так, как того требует сущность самой вещи.

Древние говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде. Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах!

Моральную силу невозможно создать параграфами закона.

Необходимо очеловечить чувства человека, создать человеческое чувство, соответствующее всему богатству человеческой и природной сущности.

Непосредственным, естественным, необходимым отношением человека к человеку является отношение мужчины к женщине. На основании этого отношения можно, следовательно, судить о ступени общей культуры человека.

Нет ничего более легкого, как наслаждаться по всякому поводу своим моральным совершенством; всего легче делать это по отношению к мертвым.

У входа в науку, как у входа в ад, должно быть выставлено требование: «Здесь нужно, чтоб душа была тверда; здесь страх не должен подавать совета».

В ледяной воде эгоистического расчета буржуазия потопила священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской сентиментальности. Она превратила личное достоинство человека в меновую стоимость и поставила на место бесчисленных пожалованных и благоприобретенных свобод одну бессовестную свободу торговли. Словом, эксплуатацию, прикрытую религиозными и политическими иллюзиями, она заменила эксплуатацией открытой, бесстыдной, прямой, черствой.

Я знаю только одно, что я не марксист!

Люди завоевывали себе свободу всякий раз постольку, поскольку это диктовалось им и допускалось не их идеалом человека, а существующими производительными силами.

Нет ничего более ужасного, более унизительного, чем быть рабом раба.

Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

Успех идей зависит от того, насколько масса «интересуется» известными целями и насколько эти цели вызывают энтузиазм масс. «Идея» неизменно посрамляла себя, лишь только она отделялась от интереса масс.

Нации, как женщине, не прощается минута оплошности, когда первый авантюрист может совершить над ней насилие.

Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.

Никуда не годится «народное воспитание через посредство государства». Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

Нравственное государство предполагает в своих членах государственный образ мыслей, если даже они вступают в оппозицию против органа государства, против правительства.

Процесс жизни человека состоит в прохождении им различных возрастов. Но вместе с тем все возрасты человека существуют бок о бок.

Свободная от всяких сомнений вера в неподдельность любви, которую выражает возлюбленный, есть для возлюбленной высшее наслаждение собой, есть ее вера в самое себя.

К смешному я отношусь серьезно, когда представляю его в смешном виде.

Весьма удобно было бы вершить историю мира, если бы борьба была предпринята при условии безоговорочно благоприятных шансов.

Общество есть законченное сущностное единство человека с природой, подлинное воскресение природы, осуществленный натурализм человека и осуществленный гуманизм природы.

Всякая нация может и должна учиться у других. Общество, если даже оно напало на след естественного закона своего развития, — а конечной целью моего сочинения является открытие экономического закона движения современного общества, — не может ни перескочить через естественные формы развития, ни отменить последние декретами. Но оно может сократить и смягчить муки родов.

Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность.

Чувство, находящееся в плену у грубой практической потребности, обладает лишь ограниченным смыслом.

Первая предпосылка всякой человеческой истории — это, конечно, существование живых человеческих индивидов.

Один акт насилия может быть искоренен только другим таким же актом.

Оставаться… скромным по отношению к нескромности — это и есть самая серьезная нескромность духа.

Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.

Оставаться скромным по отношению к нескромности — это и есть самая серьезная нескромность духа.

Отчаяние в собственном спасении превращает личные слабости в слабости человечества, чтобы сбросить это бремя с собственной совести.

Всякой общественной форме собственности соответствует своя мораль.

Человека, стремящегося приспособить науку к такой точке зрения, которая почерпнута не из самой науки (как бы последняя ни ошибалась), а извне, к такой точке зрения, которая продиктована чуждыми науке, внешними для неё интересами, такого человека я называю «низким».

Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма.

Писатель отнюдь не смотрит на свою работу как на средство. Она — самоцель; она в такой мере не является средством ни для него, ни для других, что писатель приносит в жертву ее существованию, когда это нужно, свое личное существование.

Сама задача возникает тогда, когда материальные условия её решения уже имеются на лицо или по крайней мере, находятся в процессе становления.

Если скромность составляет характерную особенность исследования, то это скорее признак боязни истины, чем боязни лжи.

Время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста в ней сосредоточиваются вся моя духовная энергия и вся сила моих чувств. Я вновь ощущаю себя человеком в полном смысле слова, ибо испытываю огромную страсть.

Предположи теперь человека как человека и его отношение к миру как человеческое отношение: в таком случае ты сможешь любовь обменивать только на любовь, доверие только на доверие и т. д.

Счёт — это первый свободный теоретический акт рассудка ребенка.

«Совесть» привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.

Свобода настолько присуща человеку, что даже ее противники осуществляют ее, борясь против ее осуществления.

Предположим, что мы производили бы как люди. В таком случае я наслаждался бы индивидуальным проявлением жизни.

Всякое начало трудно,— эта истина справедлива для каждой науки.

Истина так же мало скромна, как свет.

Презрение к самому себе — это змея, которая вечно растравляет и гложет сердце, высасывает его животворящую кровь, вливает в нее яд человеконенавистничества и отчаяния.

Принимать одну основу для жизни, другую для науки — это значит с самого начала допускать ложь.

Сколь ужасно спасение, которое даёт самообман!

Истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже в робости влюбленного в отношении к своему кумиру.

Если бы целая нация действительно испытала чувство стыда, она была бы подобна льву, который весь сжимается, готовясь к прыжку.

Я принес все свое состояние в жертву революционной борьбе.

Пусть жизнь и умирает, но смерть не должна жить.

Разве я не уничтожаю свободу характера, когда я требую, чтобы он был свободен на чужой лад?

Религия — это вздох угнетенной твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков.

Моральную силу невозможно создать параграфами закона…

Мораль — это бессилие в действии. Всякий раз, как только она вступает в борьбу с каким-нибудь пороком, она терпит поражение.

Если создавать будущие перемены не наше дело, то мы должны знать, что это лишь утверждает нас в совершенствовании настоящего.

Если ты хочешь наслаждаться искусством, то ты должен быть художественно образованным человеком.

Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность…

Природа не строит машин, паровозов, железных дорог, электрических телеграфов, сельфакторов и т. д… Всё это созданные человеческой рукой органы человеческого мозга; овеществленная сила знания.

Истинно нравственное поведение состоит как раз в том, чтобы избегать всякого повода к безнравственному поведению.

Если ты хочешь оказывать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей.

Чем больше человек вкладывает в Бога, тем меньше остается в нём самом.

Страсть — это энергично стремящаяся к своему предмету сущностная сила человека.

Недостаточно, чтобы мысль стремилась к воплощению в действительность, сама действительность должна стремиться к мысли.

Конкретное потому конкретно, что оно есть синтез многих определений, следовательно, единство многообразного.

Деньги — это сводник между потребностью и предметом, между жизнью и жизненными средствами человека.

Каждый по способностям, каждому по потребностям!

Время послужило моей любви лишь для того, для чего солнце и дождь служат растению — для роста.

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять «общество», как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного… является проявлением и утверждением общественной жизни.

Мораль зиждется на автономии человеческого духа.

Мой труд был бы свободным проявлением жизни и поэтому наслаждением жизнью.

Совесть привилегированных — это ведь и есть привилегированная совесть.

Если обстоятельства, в которых живет индивид, делают для него возможным лишь одностороннее развитие одного какого-либо свойства за счет всех остальных, то этот индивид и не может пойти дальше одностороннего, уродливого развития. Никакая моральная проповедь тут не поможет.

Если человек трудится только для себя, он может, пожалуй, стать знаменитым ученым, великим мудрецом, превосходным поэтом, но никогда не сможет стать истинно совершенным и великим человеком.

Государство воспитывает своих членов тем путем, что делает их членами государства, что оно превращает частные цели во всеобщие, грубый инстинкт — в нравственные склонности, природную независимость — в духовную свободу.

Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность, безнравственный, грубо-вещественный взгляд на государство. Они — невольный крик нечистой
совести.

Мы знаем, что отдельный человек слаб, но мы знаем также, что целое — это сила.

Древние говорили: надо стремиться добывать себе мирские блага, чтобы помогать друзьям в нужде! Какая глубокая человеческая мудрость заключена в этих словах.

Истину следует искать не в призрачных потусторонних областях, не вне времени и пространства, не в каком-то Боге, якобы пребывающем внутри мира или противопоставленном ему, а гораздо ближе, в собственной груди человека.

Идеи, к которым разум приковывает нашу совесть, — это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить, лишь подчинившись им.

Именно лицемерие прикрывается Богом, не веря ни в его действительность, ни во всемогущество добра; именно себялюбие ставит личное спасение выше спасения общественного целого.

Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной же силой; но и теория становится материальной силой, как только она овладевает массами.

Законы, преследующие за принципы, имеют своей основой беспринципность, безнравственный, грубо-вещественный взгляд на государство. Они невольный крик нечистой совести.

Богатство, если рассматривать его вещественно, заключается только в многообразии потребностей.

Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развернутая истина.

Для пролетариата смелость, сознание собственного достоинства, чувство гордости и независимости — важнее хлеба.

Того, чего хочет обыватель, — жить и размножаться… хочет и животное… Чувство своего человеческого достоинства, свободу, нужно еще только пробудить в сердцах этих людей.

Время — это простор для развития способностей.

В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам.

Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.

Всякий объект, включаемый — с одобрением или с порицанием — в кругозор печати, тем самым становится литературным объектом и, значит, объектом литературной дискуссии.

Единение людей с людьми, основанное на реальном различии между людьми, понятие человеческого рода, перенесённое с неба абстракции на реальную землю, — что это такое, как не понятие общества!

Богатый человек — это в то же время человек, нуждающийся во всей полноте человеческих проявлений жизни, человек, в котором его собственное осуществление выступает как внутренняя необходимость, как нужда.

Истинная любовь выражается в сдержанности, скромности и даже в робости влюбленного в отношении к своему кумиру, но отнюдь не в непринужденном проявлении страсти и выказывании преждевременной фамильярности.

Бюрократия есть круг, из которого никто не может выскочить. Её иерархия есть иерархия знания. Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания всеобщего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в заблуждение.

Когда раб превращается в господина на один день, то в этот день неограниченно властвуют грубые инстинкты.

Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей. Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения.

Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей, либо же рабом своей собственной подлости.

Коммунисты отнюдь не хотят уничтожить «частного человека» в угоду «всеобщему», жертвующему собой человеку.

Лишь благодаря предметно развернутому богатству человеческого существа развивается, а частью и впервые порождается, богатство субъективной человеческой чувственности: музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз, — короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям.

Умы всегда связаны невидимыми нитями с телом народа.

Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования, только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

Грубый, невоспитанный человек готов считать того или иного прохожего самой скверной и самой низкой тварью на земле только потому, что тот наступил ему на мозоль. Свои мозоли он делает мерилом оценки человеческих действий.

Речь идет не о том, чтобы мысленно провести большую разграничительную черту между прошедшим и будущим, а о том, чтобы осуществить мысли прошедшего.

Опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принёс счастье наибольшему количеству людей…

Истинное государство, истинный брак, истинная дружба нерушимы, но никакое государство, никакой брак, никакая дружба не соответствуют полностью своему понятию.

Все действительно сильные натуры, раз вступив на революционный путь, даже из поражений всегда черпали новые силы.

Роскошь представляет собой противоположность по отношению к природной необходимости.

Предмет искусства — то же самое происходит со всяким другим продуктом — создаёт публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой.

Если конструирование грядущих времен не есть наше дело, то тем определеннее мы знаем, что нам нужно совершить в настоящем.

Человек есть в самом буквальном смысле… политическое животное, не только животное, которому свойственно общение, но животное, которое только в обществе и может обособляться.

Если законы не способны утвердить нравственность, то провозглашать безнравственность обладает еще меньшим правом.

Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек.

Самые трусливые, неспособные к сопротивлению люди становятся неумолимыми там, где они могут проявить абсолютный родительский авторитет.

Теперешнее общество не твёрдый кристалл, а организм, способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения.

Новичок в политике, как и новичок в естественных науках, подобен живописцу, знающему только две краски, белую и чёрную, или, если угодно, чёрно-белую и красную.

Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, человек должен быть в высокой степени культурным человеком.

Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он раб в обществе и посредством общества.

Говорить об «естественной справедливости» — бессмыслица.

Наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса, и следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения.

В отношении к женщине, как к добыче и служанке общественного сладострастия, выражена та бесконечная деградация, в которой человек оказывается по отношению к самому себе.

Прежде всего следует избегать того, чтобы снова противопоставлять общество, как абстракцию, индивиду. Индивид есть общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни — даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного является проявлением и утверждением общественной жизни.

Смерть героев подобна закату солнца.

Совесть зависит от знаний и от всего образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто неспособен мыслить.

Религия сама по себе лишена содержания, её истоки находятся не на небе, а на земле, и с уничтожением той извращенной реальности, теоретическим выражением которой она является, она гибнет сама собой.

Истинная «общественно воспитательная роль» государства заключается в его разумном и общественном бытии.

Всестороннее проявление индивида лишь тогда перестанет представляться как идеал, как призвание и т. д., когда воздействие внешнего мира, вызывающее у индивида действительное развитие его задатков, будет взято под контроль самих индивидов.

Что такое болезнь, как не стесненная в своей свободе жизнь?

То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и к предмету труда другого человека.

Человек не абстрактное, где-то вне мира ютящееся существо. Человек — это мир человека, государство, общество.

Революция – двигатель истории.

Коммунисты отнюдь не хотят уничтожить частного человека в угоду всеобщему, жертвующему собой человеку.

Я вообще не думаю, что личности должны служить гарантиями против законов; я, наоборот, думаю, что законы должны служить гарантиями против личностей.

Творить мировую историю было бы, конечно, очень удобно, если бы борьба предпринималась только под условием непогрешимо-благоприятных шансов.

Быть рабом или быть гражданином — это общественные определения, отношения человека А к человеку В. Человек А как таковой — не раб. Он — раб в обществе и посредством общества.

Никуда не годится народное воспитание через посредство государства. Наоборот, государство нуждается в очень суровом воспитании со стороны народа.

Неужели требование свободы характера на чужой лад не есть его прямым уничтожением?

Безусловный долг законодателя — не превращать в
преступление то, что имеет характер проступка, и то лишь в силу обстоятельств. С величайшей гуманностью должен он исправлять все это, как социальную неурядицу, и было бы величайшей несправедливостью карать за эти проступки как за антисоциальные преступления.

Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его существования…

Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его.

Только из спокойствия могут возникнуть великие и прекрасные дела; оно — та почва, на которой только и произрастают зрелые плоды.

Говорить об естественной справедливости — бессмыслица.

В действительности истинная «общественно-воспитательная роль» государства заключается в его разумном и общественном бытии.

Противно быть под ярмом — даже во имя свободы; противно действовать булавочными уколами, вместо того чтобы драться дубинами.

В суете этого мира дружба — единственное, что имеет важное значение в личной жизни.

Всякая экономия в конечном счете сводится к экономии времени.
Всякая эмансипация состоит в том, что она возвращает человеческий мир, человеческие отношения к самому человеку.

Обыкновенные арфы звучат в любой руке; эоловы арфы — лишь тогда, когда по их струнам ударяет буря.

Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни.

Исследование истины само должно быть истинно, истинное исследование — это развёрнутая истина…

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов.

В прямом соответствии с ростом стоимости мира вещей растёт обесценение человеческого мира.

Достоинство есть именно то, что больше всего возвышает человека, что придаёт его деятельности, всем его стремлениям высшее благородство.

Печать превращает материальную борьбу в борьбу идейную, борьбу плоти и крови — в борьбу духовную, борьбу потребностей, страстей, эмпирии — в борьбу теории, разума, формы.

Если законодательство не может декретировать нравственность, то оно еще в меньшей степени может провозгласить правом безнравственность.

Присвоение богатства в его всеобщей форме обусловливает отречение от богатства в его вещественной реальности.

Отказываясь от государства ради свободы, нам нечего терять, кроме с своих цепей.

Истина так же мало скромна, как свет.

Истина всеобща, она не принадлежит мне одному, она принадлежит всем, она владеет мною, а не я ею.

Адские испарения поднимаются и наполняют мой мозг, Пока не сойду с ума и моё сердце в корне не переменится. Видишь этот меч? Князь тьмы продал его мне.

Главнейшая свобода печати состоит в том, чтобы не быть промыслом.

Мораль зиждется на автономии человеческого духа…

Собственность породила рабство как средство для своего производства…

Что такое болезнь, как не стеснённая в своей свободе жизнь?

На жалобы относительно физического и духовного калечения, преждевременной смерти, истязаний чрезмерным трудом он отвечает: как могут терзать нас эти муки, если они увеличивают наше наслаждение (прибыль)?

На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

Пролетариат использует свое политическое господство для того, чтобы вырвать у буржуазии шаг за шагом весь капитал, централизовать все орудия производства в руках государства, т. е. пролетариата, организованного как господствующий класс, и возможно более быстро увеличить сумму производительных сил.

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Всякое начало трудно, – эта истина справедлива для каждой науки.

Нет ничего легче, как придать христианскому аскетизму социалистический оттенок.

Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание.

Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности.

В буржуазном обществе прошлое господствует над настоящим, в коммунистическом обществе — настоящее над прошлым.

Законы, мораль, религия — все это для коммунистов не более чем буржуазные предрассудки, за которыми скрываются буржуазные интересы.

Чтобы сделать общество (которое, конечно, состоит из нерабочих) счастливым, а народ довольным даже его жалким положением, для этого необходимо, чтобы огромное большинство оставалось невежественным и бедным.

Что же доказывает история идей, как не то, что духовное производство преобразуется вместе с материальным? Господствующими идеями любого времени были всегда лишь идеи господствующего класса.

Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов. Она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых.

В буржуазном обществе живой труд есть лишь средство увеличивать накопленный труд. В коммунистическом обществе накопленный труд — это лишь средство расширять, обогащать, облегчать жизненный процесс рабочих.

Классовая борьба есть борьба политическая.

Цена есть денежное название овеществленного в товаре труда.

Как не вспомнить тут добряка Догбери, который поучает ночного сторожа Сиколя 36, что “приятная наружность есть дар обстоятельств, а искусство читать и писать дается природой”.

Один сорт товаров так же хорош, как и другой, если равны их меновые стоимости. Между вещами, имеющими равные меновые стоимости, не существует никакой разницы, или различия.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Адам Смит говорит, что труд есть реальная, а деньги — номинальная цена товаров.

Хочешь иметь столько денег, чтобы хватало тебе и твоей семье — работай сам… Хочешь обеспечить свои будущие поколения — заставь людей работать на себя.

Владельцы капитала будут стимулировать рабочий класс покупать все больше и больше дорогих товаров, зданий и техники, толкая их тем самым брать все более дорогие кредиты, до тех пор, пока кредиты не станут невыплачиваемыми. Невыплачиваемые кредиты ведут к банкротству банков, которые будут национализированы государством, что в итоге и приведет к возникновению коммунизма.

Нет той силы, которая остановит капиталиста в погоне за прибавочной стоимостью.

Способность к труду еще не означает труд.

Знания расширяют и умножают наши желания, а чем меньше желает человек, тем легче могут быть удовлетворены его потребности.

Без рабства Северная Америка, страна наиболее быстрого прогресса, превратилась бы в патриархальную страну. Уничтожьте рабство, — и вы сотрете Америку с карты народов.

Деньги — это кристаллизация меновой стоимости товаров, создаваемая ими в самом процессе обмена.

До сих пор ещё ни один химик не открыл в жемчуге и алмазе меновой стоимости.

Из простого сложения существующих стоимостей никогда не может возникнуть прибавочная стоимость.

Во время труда труд постоянно переходит из формы деятельности в форму бытия, из формы движения в форму предметности.

Любовь — это ужас и страшилище. Она вызывает у критической критики злость, разлитие жёлчи и чуть ли не умопомрачение.

Можно было бы сказать, что то, что в Соединенных Штатах является историческим продуктом, – это безразличие к определенному виду труда, – у русских, например, выступает как природой данное предрасположение.

Насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. Само насилие есть экономическая потенция.

Болтовню Цицерона и Плутарха продолжают повторять до настоящего времени.

Уничтожение семьи! Даже самые крайние радикалы возмущаются этим гнусным намерением коммунистов.

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производственные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созревают материальные условия их существования в недрах самого старого общества.

В обществе, основанном на нищете, самые нищенские продукты имеют роковое преимущество служить для потребления самых широких масс.

Чтобы “защитить себя от “змеи своих мучений”, рабочие должны объединиться и, как класс, заставить издать государственный закон, мощное общественное препятствие, которое мешало бы им самим по добровольному контракту с капиталом продавать на смерть и рабство себя и свое потомство.

Труд белых не может освободиться там, где труд черных носит на себе позорное клеймо.

Равенство в эксплуатации рабочей силы – это для капитала первое право человека.

Капитал беспощаден по отношению к здоровью и жизни рабочего всюду, где общество не принуждает его к другому отношению.

Где равенство, там нет выгоды.

Форма денег есть лишь застывший на одном товаре отблеск отношений к нему всех остальных товаров.

Способ грабежа определяется способом производства. Например, какая-нибудь stockjobbing nation*(* нация с развитой биржевой спекуляцией) не может быть ограблена таким же способом, как пастушеский народ.

Производство создает потребление, создавая определенный способ потребления и затем создавая влечение к потреблению, саму способность потребления как потребность.

Несмотря на то, что сюртук выступает застегнутым на все пуговицы, холст узнает в нем родственную себе прекрасную душу стоимости.

Политическая власть в собственном смысле слова — это организованное насилие одного класса для подавления другого.

Всякое производство есть присвоение индивидом предметов природы в рамках определенной формы общества и посредством нее.

Петти называет «труд отцом богатства, а землю его матерью».

Нет никакой нужды думать о благосостоянии, здоровье, степени усталости и уровне жизни работника, если его всегда можно легко заменить на такого же.

Жизнь каждого человека ежедневно убывает на 24 часа. Но на человеке не написано, сколько дней его жизни уже убыло. Однако это не препятствует обществам страхования жизни делать очень верные и, что еще важнее, очень выгодные выводы из средней продолжительности человеческой жизни.

В противоположность другим товарам определение стоимости рабочей силы включает в себя исторический и моральный элемент.

Какой наивный цинизм!

Плавильные печи, прокатные заводы и т.д., здания, машины, железо, уголь и т.д. должны больше делать, чем только превращаться в сталь. Они существуют для того, чтобы всасывать прибавочный труд, а всосут они его, конечно, больше в 24 часа, чем в 12 часов.

Философия и изучение действительного мира относятся друг к другу, как онанизм и половая любовь.

Строй общественного жизненного процесса, т. е. материального процесса производства, сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он станет продуктом свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным планомерным контролем.

Религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой.

Раб продан раз и навсегда, пролетарий должен сам продавать себя ежедневно и ежечасно. Принципы коммунизма.

Из всех классов, которые противостоят теперь буржуазии, только пролетариат представляет собой действительно революционный класс. Все прочие классы приходят в упадок и уничтожаются с развитием крупной промышленности, пролетариат же есть её собственный продукт.

Пусть господствующие классы содрогаются перед Коммунистической Революцией. Пролетариям нечего в ней терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир.

Ваши идеи сами являются продуктом буржуазных производственных отношений и буржуазных отношений собственности, точно так же как ваше право есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса.

Если не по содержанию, то по форме борьба пролетариата против буржуазии является сначала борьбой национальной. Пролетариат каждой страны, конечно, должен сперва покончить со своей собственной буржуазией.

Люмпен-пролетариат, этот пассивный продукт гниения самых низших слоев старого общества, местами вовлекается пролетарской революцией в движение, но в силу всего своего жизненного положения он гораздо более склонен продавать себя для реакционных козней.

Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации.

Потребность в постоянно увеличивающемся сбыте продуктов гонит буржуазию по всему земному шару. Всюду должна она внедриться, всюду обосноваться, всюду установить связи.

Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений.

…современная буржуазия сама является продуктом длительного процесса развития, ряда переворотов в способе производства и обмена.

Капиталисты, обнаруживая столь мало братских чувств при взаимной конкуренции друг с другом, составляют в то же время поистине масонское братство в борьбе с рабочим классом как целым.

Капиталистический способ производства и накопления, а следовательно, и капиталистическая частная собственность предполагают уничтожение частной собственности, покоящейся на собственном труде, т.е. предполагают экспроприацию работника.

Капитал справлял свои оргии.

Труд, продолжающийся более 12 часов, имеет своей тенденцией разрушение здоровья рабочего, преждевременную старость и раннюю смерть.

Труд есть прежде всего процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой.

Мировые деньги функционируют как всеобщее средство платежа, всеобщее покупательное средство и абсолютно общественная материализация богатства вообще.

Золото функционирует как идеальная мера стоимости только потому, что оно уже обращается как денежный товар в меновом процессе.

Рабовладелец покупает своего рабочего так же, как он покупает свою лошадь. Теряя раба, он теряет капитал, который приходится возмещать новой затратой на невольничьем рынке.

Современная государственная власть — это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии.

Вся история есть не что иное как беспрерывное изменение человеческой природы.

Так как все другие товары суть лишь особенные эквиваленты денег, а деньги – их всеобщий эквивалент, то они как особенные товары относятся к деньгам как к товару всеобщему.

Так, высокая англиканская церковь скорее простит нападки на 38 из 39 статей ее символа веры, чем на 1/39 ее денежного дохода.

Мы страдаем не только от живых, но и от мертвых.

Железная дорога, по которой не ездят, которая не используется, не потребляется, есть железная дорога только в возможности, а не в действительности.

Выдвигали возражение, будто с уничтожением частной собственности прекратится всякая деятельность и воцарится всеобщая леность. В таком случае буржуазное общество должно было бы давно погибнуть от лености, ибо здесь тот, кто трудится, ничего не приобретает, а тот, кто приобретает, не трудится.

Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Всякое начало трудно, — эта истина справедлива для каждой науки.

Взрослый человек не может снова стать ребенком, не впадая в детство. Но разве его не радует наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на более высокой ступени воспроизвести присущую ребенку правду?

Капитал — мертвая производственная сила, которая, подобно вампиру, живет только при всасывании живой рабочей силы, и живет тем больше, тем больше труда она всасывает.

Чем более способен господствующий класс принимать в свою среду самых выдающихся людей из угнетенных классов, тем прочнее и опаснее его господство.

Основной принцип германской промышленности: самый лучший способ угодить людям — это сначала послать им хорошие образцы, а затем плохие товары.

Но теперь капитал покупает несовершеннолетних или малолетних.

Стоимость рабочей силы определяется стоимостью привычно необходимых жизненных средств среднего рабочего.

Борьба между капиталистом и наёмным рабочим начинается с самого возникновения капиталистического отношения.

Цитатница - статусы,фразы,цитаты
3 1 голос
Ставь оценку!
Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
карл маркс
карл маркс
1 год назад

жесть это я написал

Я за РОЭ
Я за РОЭ
10 месяцев назад
Ответить на  карл маркс

Сила не в правде, а в передаче информаций.
Шутку я понял, но понили ли вы эту шутку.
Я просто перецитировался.

2
0
Как цитаты? Комментируй!x