Вопрос морали волновал людей тысячи лет, особенно во времена Средневековья. Тогда моральные устои были настолько строги, что люди буквально задыхались в них, были опутаны ими, будто кружевами. Справедливости ради, отсутствие моральных принципов, которые сейчас становятся все менее и менее значимыми, также не является лучшим вариантом, а вот остановиться в равновесии человечество не может. В данном разделе собраны цитаты о морали и нравственности.

Нравственная сила, как и мысль, безгранична.
Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним осознаваемым тобою законом.
Нравственные качества обнаруживаются в связи с намерением.
Природа дала человеку в руки оружие — интеллек­туальную моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону, поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом и самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах.
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех действий.
То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали.
Нет иной морали, кроме той, которая основана на принципах разума и вытекает из естественной склонности человека к добру.
Что такое нравственность? В чем должна состоять нравственность? В твердом, глубоком убеждении, в пламенной, непоколебимой вере в достоинство человека, в его высокое назначение. Это убеждение, эта вера есть источник всех человеческих добродетелей, всех дейст­вий.
Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают подводные камни.
Великие мысли исходят от сердца.
Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставят удобство.
Нравы портятся легче, чем исправляются.
То, что хорошо в политике, не может быть дурно в морали.
Нравственные правила походят на знаки, которые указывают путь на поприще жизни и показывают под­водные камни.
Нравы портятся легче, чем исправляются.
Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставит­ся удобство.
Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.
Нравственность должна лежать в характере.
Этика есть философия убеждения.
Мораль есть учение не о том, как мы должны считать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
Людям необходима основанная на природе человека, на опыте, на разуме человеческая мораль.
В социальных вопросах то решение считаешься добром, которое сопровождается наименьшим из возможных зол.
Для человека нет блаженства в безнравственности; в нравственности и добродетели только и достигает он высшего блаженства.
Говорить, что нравственные идеалы врождены или представляются результатом инстинкта, — это все равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита.

Мысль без морали — недомыслие; мораль без мыс­ли — фанатизм.
Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений.
Порядочен тот, кто свое право измеряет своим дол­гом.
Нравственная стойкость в преуспеянии еще важнее, чем в невзгодах.
Нравственность есть наука об отношениях, существующих между людьми, и об обязанностях, вытекающих из этих отношений.
Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы.
Делающий постыдное должен прежде всего стыдиться самого себя.
Лучшие люди познаются высшим нравственным развитием и высшим нравственным влиянием.
Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?
Нравственность служит для того, чтобы человече­скому обществу подняться выше.
Раб, сознающий свое рабское положение и борющий­ся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой, бессозна­тельной и бессловесной рабской жизни, есть просто раб.
Испорченность нравов гибельна для республик и выгодна для абсолютных монархий и деспотической власти.
Основное положение всякой морали: делай для твое­го ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал для тебя.
Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете.
Мораль — не перечень поступков и не сборник правил, которыми можно пользоваться, как аптекарскими или кулинарными рецептами.
Нравственные правила нуждаются в доказательст­вах, следовательно, они не врожденны.
Нравственность — это, несомненно, самое важное в жизни; она, возможно, сама воля к жизни.
Если правильно понятый интерес составляет прин­цип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.
Разум может подсказать, чего следует избегать, и только сердце говорит, что следует делать.
Склоняющийся над павшим распрямляется во весь рост, поднимающий других возвышает себя.
Мораль есть учение не о том, как мы должны считать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.
Существуют истины, в которых недостаточно убедить кого-либо, но которые надо дать почувствовать; именно таковы истины морали.
Подчинение правде, независимой от личных интере­сов и желаний,— в этом вся честность, вся нравственность.
Мысль без морали — недомыслие; мораль без мысли — фанатизм.
Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но всю внутреннюю основу побуждений.
Порядочен тот, кто свое право измеряет своим долгом.
О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
Все наше достоинство в том, что мы способны мыс­лить. Будем же стараться мыслить правильно: в этом основа морали.
Нравственная стойкость в преуспеянии еще важнее, чем в невзгодах.
Без здравого смысла все правила нравственности ненадежны.
Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше.
Испорченность нравов гибельна для республик и выгодна для абсолютных монархий и деспотической власти.
Основное положение всякой морали: делай для твоего ближнего то же, что ты хочешь, чтобы он делал тебя. Понятие всеобщей человеческой солидарности есть высшее понятие культуры и морали.
Не человек для нравственности, а нравственность для человека.
Нравственность, оторванная от жизни, так же без­нравственна, как жизнь, утратившая всякое нравственное содержание.
Высшая нравственность — это жертва своей лично­сти в пользу коллектива.
Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле.
Этика — попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям.
Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врожденны.
Мораль буржуазного мира — это мораль жадности, приспособленной к жадности

Нравственность — это, несомненно, самое важное в жизни; она, возможно, сама воля к жизни.
В области нравственности не следует высказывать свою добродетель по малозначительным поводам: девственностью не хвастаются.
Там, где не велик нравственный облик, нет великого человека.
Главное условие нравственности — желание стать нравственным.
Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том, чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.
Если правильно понятый интерес составляет принцип всей морали, то надо, стало быть, стремиться к тому, чтобы частный интерес отдельного человека совпадал с общечеловеческими интересами.
Существуют истины, в которых недостаточно убедить кого-либо, но которые надо дать почувствовать; именно таковы истины морали.
Круг нравственных обязанностей гораздо шире того, что предписывают законы.
Не может быть коммунистической морали без эле­ментарной человечности.
Добрые нравы имеют большее значение, чем хорошие законы.
Высшей целью человеческих стремлений является высоконравственный характер.
Все наше достоинство в том, что мы способны мыслить. Будем же стараться мыслить правильно: в этом основа морали.
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.
О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.
Без здравого смысла все правила нравственности ненадежны.
Умственное спокойствие покупается ценой нравственного достоинства.
Нравственный человек составляет противополож­ность Антею: силу свою он обретает не от прикосновения к земле, а поднимая глаза ввысь, к далекому и с виду недоступному идеалу.
Важнейший капитал нации — нравственные качест­ва народа.
Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.
Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другим,— в этом заключается суть нравственности.
Не человек для нравственности, а нравственность для человека.
Нравственность, оторванная от жизни, так же безнравственна, как жизнь, утратившая всякое нравственное содержание.
Высшая нравственность — это жертва своей личности в пользу коллектива.
Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства. Чем сильнее чувство и чем ближе к нему разум, тем больше человек в его человеческом деле.
Самая губительная ошибка, которая когда-либо была сделана в мире, — это отделение политической науки от нравственной.
Нравственность делает более утонченными нравы, а нравы, в свою очередь,— нравственность.
Прямая линия в морали, как и в математике,— это самый короткий путь.
В конечном счете основой всех человеческих ценно­стей служит нравственность.
Этика — попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям.
Главное условие нравственности — желание стать нравственным.
Круг нравственных обязанностей гораздо шире того, что предписывают законы.
Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожаев, а облик человека, воспитываемого страной.
Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и, наоборот, нельзя жить разумно, нрав­ственно и справедливо, не живя приятно.
Разумное и нравственное всегда совпадают.
Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования.
Нравственный человек составляет противоположность Антею: силу свою он обретает не от прикосновения к земле, а поднимая глаза ввысь, к далекому и с виду недоступному идеалу.