Откройте для себя мир мудрости и проникновенности через лучшие цитаты Фридриха Энгельса — выдающегося мыслителя и философа. Величие его слов позволит вам проникнуться глубиной его мыслей и понять суть социальных проблем и исторических процессов. Энгельс умел ярко и точно выражать свои идеи, вдохновляя нас на борьбу за справедливость и равенство. Откройте для себя его уникальные взгляды на общество, экономику и политику, и позвольте его словам проникнуть в вашу душу, оставив незабываемый след в вашей жизни. Лучшие цитаты Фридриха Энгельса собраны в данной подборке.

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.
Как красив русский язык! Все преимущества немецкого без его ужасной грубости.
Ученых можно побить только их же оружием, — цитатами!
Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам.
Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.
Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остаётся таковым только пока любовь продолжает существовать.

Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому.
Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.
Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.
Трусость отнимает разум.
Есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных.
Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы.
Русский солдат, несомненно, очень храбр. <…> Весь его жизненный опыт приучил его крепко держаться своих товарищей. <…>… Нет никакой возможности рассеять русские батальоны, забудьте про это: чем опаснее враг, тем крепче держатся солдаты друг за друга.
Каким путем преодолевает буржуазия кризисы? С одной стороны, путем вынужденного уничтожения целой массы производительных сил, с другой стороны, путем завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых. Чем же, следовательно? Тем, что она подготовляет более всесторонние и более сокрушительные кризисы и уменьшает средства противодействия им.
Известная часть буржуазии желает излечить общественные недуги для того, чтобы упрочить существование буржуазного общества.
Сюда относятся экономисты, филантропы, поборники гуманности, радетели о благе трудящихся классов, организаторы благотворительности, члены обществ покровительства животным, основатели обществ трезвости, мелкотравчатые реформаторы самых разнообразных видов.
Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов. Она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых.
На место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.
Вот почему, как прежде часть дворянства переходила к буржуазии, так теперь часть буржуазии переходит к пролетариату, именно – часть буржуа-идеологов, которые возвысились до теоретического понимания всего хода исторического движения.
Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям.
Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому.
Не может быть свободен народ, угнетающий другие народы.
Есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных.
Русский солдат, несомненно, очень храбр. <…> Весь его жизненный опыт приучил его крепко держаться своих товарищей. <…>… Нет никакой возможности рассеять русские батальоны, забудьте про это: чем опаснее враг, тем крепче держатся солдаты друг за друга.
Трусость отнимает разум.
Где нет общности интересов, там не может быть единства целей, не говоря уже о единстве действий.
Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает.
Не будем слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит нам.
Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов», которые ведь представляют собой лишь более или менее неясное и искажённое отображение самого человека.
Решения, принятые сгоряча, всегда представляются нам необычайно благородными и героическими, но, как правило, приводят к глупостям.
Мне ненавистно всякое аскетическое уродство, никогда не стану я осуждать грешную любовь, но мне больно, что строгая нравственность грозит исчезнуть, а чувственность пытается возвести себя на пьедестал.
Я вообще не понимаю, как можно завидовать гению. Это настолько своеобразное явление, что мы, не обладающие этим даром, заранее знаем, что это недостижимо; но чтобы завидовать ему, надо уж быть полным ничтожеством.
Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и далеко не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью.
Брак по расчету довольно часто обращается в самую грубую проституцию — иногда обеих сторон, а гораздо чаще жены, которая отличается от обычной куртизанки только тем, что отдает внаем свое тело не сдельно, как наемная работница, а раз и навсегда продает его в рабство.
Надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради более важных вещей.
В науке каждая новая точка зрения влечет за собою революцию в технических терминах.
Талант должен убедить массу в истинности своих идей, и тогда ему больше не придется беспокоиться об их осуществлении, которое совершенно само собой последует за их усвоением.
Чем больше скрыты взгляды автора, тем лучше для произведения искусства.
Если техника в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребления техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов.
Всякая религия является ничем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных.
Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.
Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.
Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.
Почетнее одержать победу над храбрым врагом, чем над трусливым.
Истина и заблуждение, подобно всем логическим категориям, движущимся в полярных противоположностях, имеют абсолютное значение только в пределах чрезвычайно ограниченной области.
Господство мужчины в браке есть простое следствие его экономического господства и само собой исчезает вместе с последним.
Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи.
Если нравственным является только брак, основанный на любви, то он и остаётся таковым только пока любовь продолжает существовать.
Ученых можно побить только их же оружием, — цитатами!
Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека.

Труд создал человека из обезьяны.
Я вообще не понимаю, как можно завидовать гению. Это настолько своеобразное явление, что мы, не обладающие этим даром, заранее знаем, что это недостижимо; но чтобы завидовать ему, надо уж быть полным ничтожеством.
Мне ненавистно всякое аскетическое уродство, никогда не стану я осуждать грешную любовь, но мне больно, что строгая нравственность грозит исчезнуть, а чувственность пытается возвести себя на пьедестал.
Надо иметь мужество пожертвовать немедленным успехом ради более важных вещей.
Каждая общественная группа имеет свой собственный кодекс чести.
Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.
Представление о вечной справедливости изменяется не только в зависимости от времени и места: оно неодинаково даже у разных лиц и принадлежит к числу тех вещей, под которыми «каждый разумеет нечто другое».
Стремлению к счастью в наименьшей степени нужны идеальные права. Оно нуждается больше всего в материальных средствах…
Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.
В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.
Абсолютно безнравственного нет ничего на свете.
Нравственным долгом является сопротивление всякому принуждению к безнравственному поступку.
Свобода состоит в основном на познании необходимостей природы, господстве над нами самими и над внешней природой.
Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой.
Если мы не уважаем в других того же стремления к счастью, они оказывают сопротивление и мешают нашему стремлению к счастью.
Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные.
Равенство существует лишь в рамках противоположности к неравенству, справедливость — лишь в рамках противоположности к несправедливости.
Свобода воли означает не что иное, как способность принимать решения со знанием дела.
В действительности каждый класс и даже каждая профессия имеют свою собственную мораль, которую они притом же нарушают всякий раз, когда могут сделать это безнаказанно.
Представление о вечной справедливости изменяется не только в зависимости от времени и места: оно неодинаково даже у разных лиц и принадлежит к числу тех вещей, под которыми «каждый разумеет нечто другое».
Нельзя не возмущаться, нельзя не возненавидеть этот класс [буржуазию], который кичится своей гуманностью и самоотверженностью, между тем как его единственное стремление — любой ценой набить свой кошелёк.
Не природа, не человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории.
Невозможно рассуждать о морали и праве, не касаясь вопроса о так называемой свободе воли, о вменяемости человека, об отношении между необходимостью и свободой.
Фальшивому другу мы предпочитаем открытого врага.
Конкуренция есть наиболее полное выражение господствующей в современном гражданском обществе войны всех против всех.
Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором.
Стремлению к счастью в наименьшей степени нужны идеальные права. Оно нуждается больше всего в материальных средствах…
Всякая теория морали являлась до сих пор в конечном счете продуктом данного экономического положения общества.
Эгоизм сердца должен быть также исходным пунктом для нашей любви к людям, иначе последняя повисла бы в воздухе.
Кто берется за какое-либо дело, тот не может не нажить себе врагов.
Апелляция к морали и праву в научном отношении нисколько не подвигает нас вперед: в нравственном негодовании, как бы оно ни было справедливо, экономическая наука может усматривать не доказательство, а только симптом.
Не подлежит сомнению, что в морали в общем и целом наблюдается прогресс.
Человек должен лишь познать самого себя, сделать себя самого мерилом всех жизненных отношений, дать им оценку своеобразно своей сущности.
Никакое совместное действие невозможно без навязывания некоторому числу людей чужой воли, то есть без авторитета.
Воспитание освободит от той односторонности, которую современное разделение труда навязывает каждому отдельному человеку.
Почетнее одержать победу над храбрым врагом, чем над трусливым.
Фальшивому другу мы предпочитаем открытого врага.
В истории ничего не делается без сознательного намерения, без желаемой цели.
Эгоизм сердца должен быть также исходным пунктом для нашей любви к людям, иначе последняя повисла бы в воздухе.
Если мы хотим чем-то помочь какому-нибудь делу, оно должно сперва стать нашим собственным, эгоистическим делом.
Мужество, которое необходимо для того, чтобы в критическую минуту собраться с духом и принять смелое решение, совершенно не похоже на то мужество, которое позволяет человеку блестяще командовать дивизией под огнем.
Труд — источник всякого богатства… Но он еще и нечто бесконечно большее, чем это. Он — первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.
Уже самый факт происхождения человека из животного царства обуславливает собой то, что человек никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному, и, следовательно, речь может идти только… о различной степени животности или человечности.
Равенство существует лишь в рамках противоположности к неравенству, справедливость — лишь в рамках противоположности к несправедливости.
Стремление к счастью прирождено человеку, поэтому оно должно быть основой всякой морали.
Если техника в значительной степени зависит от состояния науки, то в гораздо большей мере наука зависит от состояния и потребления техники. Если у общества появляется техническая потребность, то она продвигает науку вперед больше, чем десяток университетов.
Все идеи извлечены из опыта, они — отражения действительности, верные или искаженные.
Занимаясь самим собой, человек только в очень редких случаях, и далеко не с пользой для себя и для других, удовлетворяет свое стремление к счастью.
Талант должен убедить массу в истинности своих идей, и тогда ему больше не придется беспокоиться об их осуществлении, которое совершенно само собой последует за их усвоением.
Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей.